Главная






Легенда
Печать

 

Земля сибирская - это не задворки цивилизации, а миграционный коридор, соединявший через тысячелетия Запад и Восток, Юг и Север. Сибирь не только приняла, но и сохранила, законсервировав для потомков тексты древних культур: сказания, песни, ремёсла. Быть может нигде, как здесь не сохранилась такая старая Русь, а вместе с ней осколки других культур с тысячелетней историей. Для мира Сибирь, хранящая память и энергии культурного многообразия, сохранившая естественные ландшафты, натуральность, является банком и источником вдохновения сегодняшних и будущих поколений.

Своим проектом мы хотим возродить Артанию - сибирскую Русь, котёл культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.

Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси - Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя всё ясно, а вот Артанию ученые ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это - упоминание чёрных соболей, и клинков, распрямлявшимися при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы Сибири. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, - просо. Просо - традиционная зерновая культура Сибири прошлых тысячелетий.

Вокруг слова "Артания" - полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает "art" ("лад", "смысл", "толк", "вид", по-английски также - "искусство"). Естественно обнаруживается и латинское "ars" и влечёт за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии).

И даже в наше время, смысл сохраняется: Артания от угорского tanya - место, логово, родина и ort - крепость, сторож. Таким образом, Артания - "страна на запоре", страна, "куда никого не пускают".

Мы постараемся проложить путь через время в эту страну, нашим проводником станет народная память и умения, передающиеся из рук в руки, это - древние ремёсла (нематериальное культурное наследие). И помогут нам в этом ремесленники, сибиряки, особенные, открытые и правдивые люди. В древнем понимании "Арта" - "правда", "медведь". А Артания - государство правды и медведя...

"Медведь" был обозначением руссов, воинско-царского сословия. Медведица явится покровителем и эмблемой нашего фестиваля, который впервые пройдёт на сибирской земле.

 
___________________________________________________

   

Вдохновившая авторов фестиваля история Артании была найдена в книге известного сибирского историка и томского краеведа Новгородова Николая Сергеевича (www.novgorodov.tomsk.ru)

Новгородов Николай Сергеевич – автор несколько десятков научно-популярных статей по тематике древнейшей сибирской истории и книг: "Исследования полтергейстов в Сибири" "Сибирское лукоморье", "Сибирская прародина. В поисках Гипербореи", "Сибирский поход Александра Македонского".

Ниже публикуем фрагмент главы 7 " Сибирская Русь" книги "Сибирский поход Александра Македонского".

Сибирская Русь по данным персидских и арабских источников

Персидские и арабские ученые X–XII вв. аль-Балхи, ал-Марвази, аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн Русте, Ибн Хаукаль и др. отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). Историками Куявия уверенно ассоциируется с Киевской Русью, Славия – с Новгородской Русью, а по вопросу локализации Артании мнения ученых разошлись, причем настолько, что А.П. Новосельцев высказал опасение, «что вопрос о ней так и не будет до конца уяснен» [150].

Х. Д. Френ, д-Оссон и П. Савельев считают, что Арта – это Арзамас;

А. А. Шахматов и Д. Щеглов – Рязань;

Ж. Т. Рено и Д. А. Хвольсон – Пермь;

В. А. Пархоменко, Д. И. Иловайский, С. В. Юшков, В. В. Мавродин, А. Н. Насонов, В. Мошин, Г. В. Вернадский – Тмутаракань;

А. И. Соболевский – город в Крыму;

П. Смирнов – город на Волге выше устья Оки;

Л. Нидерле, Б. А. Рыбаков – анты; позже Б. А. Рыбаков отождествил Арту с Черниговом;

Р. Хенниг – Чердынь в районе северо-западного Урала;

И. Хрбек – остров Рюген [89].

Никто из вышеупомянутых историков не пытался рассмотреть сибирскую локализацию Артании. Между тем у персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании:

1. Упоминание черных соболей, которыми торговала Артания. Они к тому времени были только в Сибири.

2. Артания торговала оловом, которого на Руси не было. Олово в Арту могло поступать из Кукианы – так арабы называли священные иранские горы Хукарья (горы Бырранга). В свою очередь, на Таймыр олово поступало, по-видимому, с востока, с Индигирки.

3. Артания продавала булатные сулеймановы клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. На Руси, да и в Европе того времени булата еще не знали. Булатную сталь делали в Азии.

4. Из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.

5. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы в Сибири: жужане (придя в Европу, они стали называться аварами), енисейские кыргызы, уйгуры, печенеги, хазары. Л. Н. Гумилев считает, что в слове каган сливаются два понятия: «кам» – шаман, прорицатель и «хан» – провозглашаемый войском военный предводитель, позже наследственный владетель удела. На средневековых западноевропейских картах в верховьях Оби выше города Грустины показан город Камбалык – город кама.

6. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, из проса. В середине первого тысячелетия до н. э скифы-сколоты выращивали в Северном Причерноморье столько пшеницы, что кормили хлебом все Средиземноморье. В Сибири же основной возделываемой культурой было просо, которое выращивали современники сколотов динлины (тагарская культура), юэчжи (саки-массагеты), проживавшие на территории Тувы и Алтая, позже гунны, тюрки, кимаки (последние уже в первом тысячелетии нашей эры). Военнопленный баварский солдатик Иоганн Шильтбергер, волею судеб попавший в Сибирь в начале XV в., подчеркивал, что в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо.

Кроме персидских и арабских источников, аргументация в пользу сибирской локализации Артании имеется в западноевропейских и отечественных материалах. На западноевропейских географических картах XVII в., изображавших территорию Западной Сибири, Арта (Арса) помещена на Алтае возле Телецкого озера. Так, на карте Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 г., город Арса (Arza) помещен южнее Золотого озера, в которое впадает река Lachman, столь созвучная нашему Чулышману, впадающему в Телецкое озеро (рис. 30). Былое существование здесь Артании подтверждается следующими алтайскими топонимами: с. Артыбаш на севере Телецкого озера при истоке реки Бии, реки Артыш, Артлаш, хр. Кызыларт, г. Артыбан, перевал Кадыр-Арт.

Любопытно, что, согласно Сансону, Арса является столицей Самарии, иначе говоря, Самаровской земли. Еще более любопытно, что на карте Дж. Кантелли, 1683 г, этот город на южном берегу Телецкого озера поименован Аратой (Arata). Быть может, именно об этом городе упоминали древние шумерийцы как о городе, с которым они вели оживленную торговлю. Что касается Самарской земли, то она (Samarioqui) у Кантелли помещена к северу от Телецкого озера по соседству с Лукоморией (Lucomoria).

О размерах Артании можно судить по распространению артанских топонимов. На северном окончании Телецкого озера в месте истока реки Бия стоит поселок Артыбаш. На западе Кемеровской области есть железнодорожная станция Артышта, а на севере этой же области в Томь справа впадает речка Артыбашус. И, наконец, река Артавиша. На карте Западной Сибири Герарда Меркатора (1594) эта река впадает слева в Обь под 61 градусом, что, по-видимому, соответствует реке Конда. Таким образом, Артанские топонимы трассируются через всю Западную Сибирь от юго-востока до северо-запада.

На юго-западе Западной Сибири к артанским топонимам с некоторой натяжкой можно отнести город Орск на реке Урал. В этих местах к северу от Каспия и Арала в последние века перед Рождеством Христовым обитали скифы-саки. Вождём парнов, одного из скифских племён, был Аршак, создавший Парфянское царство на территории Гиркании. Он дал начало династии Аршакидов, правившей Парфянским царством с 250 г. до н. э. до 224 г. н. э. Аршака можно рассматривать как русского выходца из Арсы. Что касается перехода «с» в «ш», то с ним мы встречаемся в русских однокоренных словах «весна – вешний», «краска – крашеный», «бес - бешеный».

Арта по староперсидски означает «правда». Таким образом, Арта (Арса)- это город правды. Любопытно, что Низами, описывая Восточный поход Александра Македонского, указывает,что Александр посещал город Правды. Ещё более любопытно, что в античных источниках действительно упоминаются город Артакоана и скифский князь Арсак.

Поскольку «Лукоморье» термин, скорее всего, все-таки приморский, можно предполагать, что и самарцы, и лукоморцы пришли на Алтай с берегов какого-то моря. В источниках известны как мыс Самарос, так и мыс Тамарос, причем Л. А. Ельницкий отмечает их несомненное созвучие [72, С..141]. Тамарос упоминается Эратосфеном, Помпонием Мелой, Страбоном. М. П. Алексеев указывает, что мореходы в XVI в. искали его на арктическом побережье Северного Ледовитого океана восточнее устья Оби. А Дж. О. Томсон [216, С.197] прямо отождествляет мыс Тамарос, (Тамус, Табаис, Табин) с мысом Челюскиным. Это делает возможным рассмотрение именно Таймырского полуострова в качестве стартового пункта в миграционном процессе далеких предков славян с берегов Северного Ледовитого океана в Западную Сибирь. Судя по Иордановой «Гетике», это имело место во второй половине первого тысячелетия до н. э.

Выше уже говорилось, что томский краевед А.А.Локтюшин предложил иную этимологизацию термина «Лукоморье». Первую часть он производит от слова «локализация», а вторую от слова «морена» - смерть. В результате получается ни что иное, как «страна предков», то есть прародина. Это не может не греть душу сибиряка, тем более? что первый и второй варианты этимологизации не противоречат друг другу. Что касается Самарской Земли, то уже во времена ордынского нашествия на территорию европейской Руси, а быть может, и позже на полтора столетия, во время войны Тимура с Толхтамышем, самарцы жили уже в нижнем течении реки Яика и на реке Самаре, впадающей в Волгу возле Жигулей. Об этом мы можем уверенно судить по рассказам Каяловых, записанных замечательным томским этнографом профессором Г. И. Пелих [165].

Вернемся к Артании. Транскрипция столицы этого государства у разных персидских авторов выглядит по-разному: Хордаб, Джарват, Хадрат. Не исключено, что в русских летописях этот город упоминается как Корьдно или Корьден. Этимологически, как уже говорилось выше, Арта восходит к древнеперсидскому «правда», по среднеперсидски это слово звучит «ард». По-видимому, этим обстоятельством обусловлено то, что северные германцы восточную Русь называли «Гарды» или «Острогард» в отличие от Новгородско-Киевской Руси, которую норманны называли Гардариками. Неслучайно В.Н.Татищев название Остергард, т. е. Восточные Гарды, объяснял тем, что Остергард располагался далеко на востоке в землях югры, гуннов и аваров [211]. Как известно, и гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а югра так в Сибири и осталась, несмотря на исход венгров в Паннонию. Кстати, Иордан писал, что после поражения гуннов и распада гуннской державы, часть гуннов и ругов вернулись к местам своего постоянного обитания, которые они занимали до Великого переселения. Они называли свою родину «Вар». Иордан добавлял также, что готы имеют «гуннские», а не германские имена. Сами германцы в начале XIX в. считали славян не европейцами, а азиатами, точнее, выходцами из Азии. Любор Нидерле, ссылаясь на византийского историка Халкондила писал, что славянский пранарод пришел из своего древнего азиатского отечества [195].