Идёт коза рогатая
Print
There are no translations available.

 

Новосибирск Новогодний

 

Новогодняя и рождественская Ярмарка "БазАрт" продолжается до 11 января 2015 года! 9 января в рамках "БазАрта" с 16-00 до 18-00 состоится концерт "Идет коза рогатая". В роли ведущего - рождественская коза, которая поведает о том,что ожидает рожденных под разными знаками в Новом 2015 Году!

Koza15

   

КОЗА В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ И МАГИИ

Коза была непременным персонажем колядной и масленичной обрядности славян. Коза (козёл) – символ и стимулятор плодородия.

В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, присутствует ряженая Коза или маска козы. Атрибуты ряженой Козы –  вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью.

В праздник, посвященный окончанию сбора урожая, крестьяне, как правило, оставляли на поле несколько несжатых колосков ржи, связывая их в пучок, и ставили рядом каравай, при этом пели хором: «Сидит козел на меже, дивуется бороде».

Считается, если по полю перед посевом провести козла, то урожай будет богатым. Также считается, что если по углам огорода зарыть по одному козлиному рогу козы, то ни один колдун или ведьма не смогут на него навести порчу. Нередко козьи рога использовались и для защиты дома от негативных вибраций и нежелательных энергий. Для этого козьи рога подвешивали над входной дверью со стороны улицы или прибивали над воротами.

Ядром восточно-славянского, рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза», где в образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит», «где коза рогом – там жито стогом», «где коза хвостом там жито кустом»). Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» Козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы.

С плодовитостью Козы связана её эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы любовных ухаживаний волка за Козой и брака Козы с волком в песнях, а съеденная волком Коза символизирует доставшуюся жениху невесту.

Коза как жертвенное животное фигурирует в своеобразном действе, совершавшемся в разных районах Чехии в день св. Якуба (25 июля), когда с колокольни или другого возвышенного места сбрасывали козла с позолоченными рогами, убранного лентами и цветами. Его кровь собирали и хранили как лечебное средство от испуга. Фракийские болгары закалывали Козу на свадьбе, после брачной ночи.

Коза (козёл) считается животным, имеющим демоническую природу.

В этиологических легендах Коза – создание дьявола. Украинцы считают, что домашняя Коза сотворена чёртом, и если её покропить освященной водой, то она сейчас же сдохнет. У Козы короткий хвост, так как дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (Польша, Украина, Карпаты). Согласно польскому поверью, Коза имеет всю силу в хвосте, чтобы Козы не объедали деревьев, им в хвост надо воткнуть иголку. В Закарпатье говорят, что Козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них «чертовы» ноги.

По общеславянскому поверью, в виде Козы появляется дьявол. Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта, лешегодомовоговодяного. Поляки считают, что в глазах у ведьмы можно видеть отражение Козы. В Костромской области бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в коз . В Киевской губерни верили, что накануне Пасхи в виде Козы может показаться клад. У Козы как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока. Верхом на Козе ездит дьявол.

Кое-где существовал и запрет на употребление в пищу мяса козла. Запреты использовать Козу в качестве жертвы (банатские геры не закалывают Козу на поминальную трапезу, македонцы не используют Козу как курбанмотивированы тем, что Коза – нечистое, демоническое животное.

В то же время Коза (козёл) считается животным, оберегающим от нечистой силы.

По македонскому поверью, Козу нельзя сглазить. Одновременно с этим практически во всех русских деревнях козёл считался бесопрогонителем, и если казалось, что в доме завелась нечистая сила, лучшим средством для избавления от нее служило захоронение под полом козлиного черепа. Для защиты домашнего скота от нечистой силы нередко, например, в конюшню ставили козла. Точно так же поступали и если замечали, что домовой стал мучить коней – заплетать в гриву или приводить к утру «в мыле», Для утихомиривания домового в конюшне на ночь оставляли козу.

Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губерни от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим – это отвращало сглаз. Козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии, изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины.

Очень часто для изготовления магических предметов, в частности, ритуального ножа используется козья нога. Считается, что такой нож уже сам по себе наделен сильными магическими свойствами.

Для личной защиты от сглаза многие маги древности рекомендовали носить на левой руке браслет из козьей шкуры. В любовной магии пояс из шерсти козла носили на талии для повышения сексуальной силы и выносливости. Некоторые целители и знахари утверждают, что в присутствии козы или козла очень быстро заживают раны. В знахарстве также активно используется и козье молоко, которое наделяется очень сильными целительными свойствами. Многие врачи древности рекомендовали его употреблять не менее двух раз в неделю, утверждая, что это великолепно будет поддерживать здоровье человека, сохраняя его желудочную и иммунную систему в полном порядке.

Очень часто древние знахари использовали козью шерсть для лечения болей в спине. Распространенным способом врачевания было растирание козьей шерстью больных участков. Спину оборачивали козьей шерстью и в ненастную погоду, чтобы не было ломоты в пояснице. Пояса из козьей шерсти также носили и каждый день, в особенности осенью и зимой — он предохранял человека от возможных простуд и заболеваний, связанных с поясницей, почками и спиной.