Двухдневный Турнаевский фестиваль состоялся в Болотнинском районе
Print
There are no translations available.

 

Ирина Тимофеева, сайт Новосибирского государственного областного Дома народного творчества

 

0_e54a3_b935d410_origВ небольшом селе Турнаево, расположенном в 18 километрах от райцентра Болотное, на прошлой неделе случилось чудо: здесь собралось около полутора тысяч паломников. Крестный ход — это дорога к храму. Но что если идти от храма к организации туристического центра вокруг «сибирских Кижей», задумываются организаторы первого в истории Турнаевского фестиваля.

Без единого гвоздя

Как добраться от Болотного до Турнаево, пока знает не каждый житель райцентра. Указателя на выезде не находим. Едем наобум по живописным полям в ромашках и васильках, опасаясь упереться в непролазную грязь либо полевой стан. Но вот вдали мерещатся избы, а с главной улицы открывается вид на маковки церкви Преподобного Серафима Саровского, главной достопримечательности этого «богом забытого села». Впрочем, как раз-таки не забытого…

В следующем году семиглавая церковь в Турнаево, известная далеко за пределами Болотнинского района и даже Новосибирской области, отметит 100 лет с момента освящения. Храм, по легенде построенный заезжими пермскими плотниками из отборной сосны и без единого гвоздя (деревянные конструкции скреплял яичный раствор), очень напоминает знаменитую церковь с острова Кижи, отсюда его обиходное имя — «сибирские Кижи». Другое название церкви — Преподобного Серафима Саровского — исторически имеет не меньшее значение: это первый в Сибири храм, названный во имя святого Серафима.

История «сибирских Кижей» — калька с истории всей страны: в жестокие 30-е молодой священник, назначенный в Турнаевский приход, отказался передать государству всё церковное имущество и, как водится, был расстрелян. Церковь закрыли, выброшенными иконами мостили тротуары. В здании разместили клуб, а затем и зернохранилище…

Но после того как в 80-х церковь была объявлена памятником архитектуры, а впоследствии — передана Новосибирской епархии, появилась надежда на возрождение. Первую литургию с момента закрытия здесь отслужили в середине 2000 года.

Как пройти молитву

Тем же летом 13 лет назад путь к храму в Турнаево прошли первые 50 паломников. С тех пор крестный ход от Свято-Никольской церкви в Болотном до церкви Преподобного Серафима Саровского в день памяти святого был возведён в традицию и год от года собирает такое количество участников из Болотного и соседних районов Новосибирской области, Кемерово, Томска и Алтайского края, что невольно наворачивается слеза.

— Крестный путь — это особая молитва, которая применяется в некоторых случаях: торжественных или даже трагических, — объясняет сакральный смысл 18-километровой «прогулки» руководитель миссионерского отдела Новосибирской епар­хии протоиерей Константин Работа. — Например, в годы войны или мора люди обращались к Богу таким образом. Здесь мы встретились и прошлись крестным ходом ради святого русской земли Преподобного Серафима Саровского. Храм, который стоит за нашими плечами, сохранился в самые безбожные го­ды. Молитвой Преподобного Серафима держалась наша русская земля.

Нескончаемая вереница людей, ясноглазых, светлолицых, в скромных платочках и стоптанных башмаках, с иконками на груди, детьми на руках проходит последние метры своей «молитвы». Усталость мешается с радостью: «Дошли!», а из желаний первое — умыть лицо и руки от дорожной пыли. Галина Лобашкина из Новосибирска прошла посильную часть пути, но в её голосе тоже звенит радость:

— Этот праздник попадает на середину лета, когда ты находишься в отпуске и не можешь не пошествовать. Это ведь так интересно! Я не впервые принимаю участие в крестном ходе. Всё было: и жара, и моросящий дождь. Когда не было гравия, мы шли, как по мылу, ноги разъезжались. Но год от года идти всё легче и легче. Вот и сегодня мне святой Серафим руку подал: едет машина, свободная, пустая. В итоге я километров 10 прошла, а потом доехала… Присмотритесь: божество вокруг нас!

Ярмарки краски

В этом году крестный ход и праздничная литургия у храмового комплекса стали центральным звеном двухдневного Турнаевского фестиваля, проведение которого было инициировано администрацией Болотнинского района и некоммерческим фондом «Сибирский Вернисаж» и поддержано министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. В программу фестиваля также вошли концерт, мастер-классы и ярмарка художественных ремёсел. Участники ярмарки из Новосибирской области, Алтайского края, Кемерово, Томска, Екатеринбурга, Нерюнгри, Липецка, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга привезли в Турнаево мёд, деревянные игрушки, авторские изделия из войлока, шерстяные варежки и носочки, бижутерию, изделия из дерева и бересты, пряники, живопись, батик, авторские игрушки, головные уборы, иконы и многое другое.

— Это урало-сибирская роспись, кемеровский вариант. Почему кемеровский? В нашем городе когда-то была фабрика по росписи подносов. Создали её в 80-х годах, собрались специалисты в Москве в каком-то институте по народным промыслам и соединили две росписи: жостовскую и нижнетагильскую. Из жостовской взяли весь ассортимент сюжетов: розы, пионы, ирисы. Но пишутся эти сложные рисунки за один раз, как в Нижнем Тагиле. Плюс, добавились сибирские мотивы: шишки, хвоя, шиповник, травки, — вводит в курс дела мастер по декоративной росписи из Кемеровской области Ольга Балакина. — Фабрика лет 15 как закрылась. Остались мастера-одиночки. А так как для нас уже не печатают подносы, мы теперь расписываем всё подряд. Пишем по металлу, дереву, стеклу, оргалиту…

В ярмарочном ряду можно встретить работы из соседних районов Новосибирской области. Вот, например, мошковские палатки. Здесь представлено макраме и модульное оригами — массивные композиции, сложенные их маленьких бумажных треугольничков (иногда количество модулей достигает тысячи — кропотливый труд) от ребят из «Дубровинского КДО». А рядом выставлены текстильные куклы от другой мастерицы из Мошково — Дарьи Гарибян. У каждой куклы свои удивительные глаза: голубые, изумрудные, карие с хитринкой. И свой фантазийный наряд, продуманный до складки, оборки, бус, шляпки или фурнитуры. Одно платье, к примеру, украшает крохотная ложка — милая деталь законченного образа.

Кажется, что от резных статуэток из кедра идёт свечение. Вощёные, они передают тепло рук мастера. Их автор Станислав Язовский из Новосибирска по образованию геолог, но вот уже полтора десятка лет фигурки из дерева — его основное занятие и хлеб насущный.

— Он очень хорошо рисует и сам придумывает образы. Он режет, я шкурю. Семейный подряд! — смеётся жена Светлана. — Скульптуры получаются разные: парочки, лебеди, корабли, бесконечности… Как-то попробовали сделать идолов, подобных тем, что стоят на острове Пасхи — из берёзы. Они у нас квартиру охраняют. Но тема, которую мы привезли сюда, появилась впервые…

— По большому счёту, всё это — Иисус, разные его лики, — делится сам Станислав. — Возможно, с возрастом человек приходит к таким вещам… Вот и я стал делать ангелов, Деву Марию, Иисуса… Каждый человек воспринимает их по-своему. Я вижу как-то так. И мне интересно, как православные люди воспримут мои работы.

Туристический замах

Сверхзадача Турнаевского фестиваля даже не в том, чтобы познакомить его участников с самыми смелыми мастерами «Артании», решившимися на марш-бросок в Болотнинский район, а в том, чтобы подготовить почву для развития туризма в этом населённом пункте.

— Здесь есть интересные старинные избы, сохранившиеся амбары, ворота, которые надо только немного обновить. Здесь потрясающая природа: холмистая местность, перелески, прекрасные грибные и ягодные места, на въезде в деревню — родник, который зимой не замерзает… Сохранилась землянка, где, как говорят местные, жил разбойник Турнай, по имени которого (по одной из версий) и назвали Турнаево. Наконец, здесь сложился историко-культурный комплекс с духовной доминантой: две церкви на одной оси. С этим можно работать! — наперебой говорят Анна Наволоцкая, представляющая некоммерческий фонд «Сибирский Вернисаж», и архитектор Татьяна Тайченачева — организаторы фестиваля. — Для чего фестиваль необходим? Чтобы зажечь людей! Сделать так, чтобы местные жители захотели новой жизни. А мы покажем, как эту новую жизнь создать. Селу необходима современная инфраструктура, начиная от туалета и заканчивая дорогой, стрелкой от Болотного с указанием километража до Турнаево, гостиницей… Тогда здесь появится возможность создать направление, которое успешно развивается в Алтайском крае или Центральной России. В Калужской области, например, люди приезжают в брошенную деревню, восстанавливают дома и устраивают там гостевые усадьбы. Разводят цветы, садят огород. Туристы приезжают и хотят покормить скотину, подоить корову, взять тёпленькое яичко из-под курочки, поесть здоровой пищи, которую могут приготовить здесь, на деревенской кухне. Горожанам интересно пожить в деревне. Покупаться, покататься на велике, в футбол поиграть. Поудить рыбу. Сходить в лес за грибами, за ягодами. Этим можно зарабатывать деньги! Но для этого нужно подновить фасады, облагородить огороды. Наша задача — познакомить местных жителей с тем, как можно привести дома в порядок, чтобы сюда хотели приезжать на отдых из Новосибирска, из Кемерово и даже из Европы.