Дорога к храму - Анна Наволоцкая, Журнал The ChiefWoman, №2, февраль-март 2013
Print
There are no translations available.

 

Наволоцкая А. В., кандидат архитектуры

miniDoroga_k_HramyДОРОГА К ХРАМУ

Раскрасневшаяся и запыхавшаяся от избытка эмоций архитектор Наталья Лыкова вбежала в офис; «Я на Турнаево!». Понимаешь, я просто не могу не поехать! Ты знаешь, кто автор реставрации?"

Тот факт, что наши экспоненты уже в начале февраля дружно проголосовали бодрым составлением списка на июльское Турнаево, вызывало удивление. Но то, что среди наших артанцев и автор реконструкции храма!!!

«Ты знаешь?», – ей не терпелось рассказать... Тогда в конце 90-х: в самые тяжёлые времена для сельских поселений Болотнинского района, когда немцы бойко эмигрировали на историческую родину, а остальной народец перебирался в тесноту городов, когда, как казалось, архитектор навсегда остался не у дел, ей посчастливилось трястись по заснеженной дороге в безызвестное Турнаево к храму, который станет родным. По совету она взяла краюшку хлеба и сахар, потому что в Турнаево конца 90-х годов с хлебом было туго. Делая обмеры деревянного храма, разрушавшегося под бременем времени и равнодушия, и не мечтала о том, что её работа будет востребована. Однако, всё сложилось! И неожиданно возникший спонсор, и пришедшая ему на смену власть. Выходящие из под руки чертежи дома причета во имя Святого Феодора Томского тут же материализовывались бойкими батюшками, которые стремительно вбивали колышки по углам будущего храма, который уже в 2003 году воплотит традиции древнего русского узорочья. Эта стремительность и необратимое движение к возрождению храма так и осталась загадкой. С тех пор она ездила в своё Турнаево, в гости к людям, ставшим ей родными, и лишь мечтала о настоящем его возрождении. Поскольку возрождение – это не только восстановление храма, это – люди, идущие в храм. А люди не спешили!

Село Турнаево расположено в 18 километрах от районного центра Болотное. Турнаево сохранило традиционный уклад сибирской деревни. Ключевой доминантой села является церковь во имя святого Серафима Саровского, расположенная на возвышенности. Эта единственная в области сохранившаяся деревянная церковь постройки начала 20 века, возглавляет список памятников архитектуры областного значения, а также является вторым по высоте после Кижей памятником деревянного зодчества в мире. Кроме того, это еще самое значительное и красивое деревянное сооружение не только в области, но и в Сибири. Верхняя отметка – 29 метров.

О возникновении названия села Турнаево имеется несколько версий. Наиболее достоверной выглядит та, которая непосредственно идёт от этимологии слова «Турна». «Турна» на языках тюркской группы, в частности у сибирских киргизов, имеет значение «журавль». В окрестностях Турнаево и сегодня находится более десятка журавлиных гнездовий. Не исключено, что именно журавль был тотемом аборигенного населения и закрепился в названии места.

Так или иначе, а в «Памятной книжке Томской губернии на 1904 год» указано, что деревня Турнаево входит в состав Тутальской волости Томского уезда. В ней имеется 40 дворов, 139 душ мужского пола и 140 женского.

Во времена столыпинской реформы обосновались в Турнаево переселенцы из Украины, Белоруссии, Центральной полосы России.

Переселенческая организация стала ходатайствовать перед Томской Губернской Епархией об открытии прихода в деревне Турнаево, в которой уже проживало к тому времени около 4 тысяч человек. Ссуду на строительство храма выделило переселенческое управление, но более собрали сами жители. Церковь решено было посвятить Преподобному Серафиму Саровскому. Бригада строителей внесла свои изменения в епархиальный проект и в 1912 году начала строительство церкви. По надписи химическим карандашом на обратной стороне одной плахи удаётся констатировать, что среди строителей были и вятичи: «Вятской губернии, Еранского уезда Водозарской волости, деревня Асакава, Макентий Дмитриевич Мевтинов».

Строили из хорошего соснового леса, углы здания и карнизы обшили досками из кедра, крышу покрыли кровельным железом, полы уложили по бревенчатым лагам, которые упирались на деревянные чурбаки большого диаметра. Фундамент и цоколь здания сделали из камня. Церковь получила характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели.

1 сентября 1914 года церковь была освещена. В церковный приход вошли деревни: Турнаево, Шелковниково, Дорожное, Лебяжье-Асаново, Кандереп, Бутырская, а также хутора Орловский и Соколовский.

Советская власть пришла в Сибирь 19 декабря 1919 года. Церковь отделили от государства. С марта 1933 года начались аресты и расстрелы священников и служителей церкви. В 1938 году принято решение о её закрытии. При сбрасывании колоколов с колокольни большой колокол был разбит. Из 11 малых колоколов чудом сохранился один. Иконы, снятые с уникального иконостаса, пошли на тротуар. Большая их часть была утрачена.

После закрытия церкви здание некоторое время использовали под зернохранилище, потом оно стояло заброшенным, но жители села очень ревностно относились к этому строению. И когда в 60-е годы в Новосибирске было решено создать музей под открытым небом и поставить там церковь из Болотнинского района, турнаевцы стеной встали на её защиту. Они надеялись, что придут времена, когда зазвучат малиновым звоном турнаевские колокола.

У многих русских сёл свои разрушенные храмы и трагические истории советского лихолетья. Но история храмового комплекса Турнаево стоит среди них особняком.

Церковь Серафима Саровского – первая в Сибири и третья в России. Почему здесь в сибирской глубинке так почитаема память нижегородского святого? Почему именно здесь в самые депрессивные годы постперестроечного безвременья возник единственный в мире храм святого старца Феодора Томского? Сам факт явления турнаевского храмового комплекса непосредственно связан с загадочной историей и рождёнными ею легендами ухода из мира российского императора Александра Первого, тайной великого старца, праведника и святого подвижника Фёдора Кузьмича.

Народная молва отождествляла Фёдора Кузьмича с императором Александром I, внезапная смерть которого породила немало слухов.

Александр I всё своё царствование нёс на себе груз отцеубийства. Будучи человеком набожным он искал пути покаяния. Эта дорога привела его к Серафиму Саровскому, по чьему совету и поддержке, согласно одной из версий, он и принял решение уйти из мира. После мнимой смерти в провинциальном Таганроге, государь удалился в Саровскую пустынь, где окормлялся преподобным Серафимом Саровским под именем послушника Фёдора вплоть до ухода святого из жизни. Сохранился рассказ, как император Николай I не поленился однажды проскакать сотни вёрст до Сарова, чтобы повидаться с Фёдором Кузьмичем в келье Серафима Саровского.

Рассказы о появлении Фёдора Кузьмича в Сибири сводятся к одному: объявился он словно из небытия, ранней осенью 1836 года около Красноуфимска, уездного города Пермской губернии. На расспросы отвечал уклончиво, потому и был задержан. При допросе назвал себя Фёдором Кузьмичом, не помнящим родства бродягой. В итоге выслан в Сибирь, в Томскую губернию, куда прибыл 26 марта 1837 года. Где бы ни жил Фёдор Кузьмич, везде находили его люди. Фёдор Кузьмич принимал всех приходящих к нему за советом, денег не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд, но и высокопоставленные лица. Простой в общении, старец вел жизнь подвижника. Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря в Томске игумен Силуан рассказывал о том, что Фёдор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления.

Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных. Феодор Томский вошёл в пантеон Собора Сибирских святых как радетель, заступник и защитник всей Сибири.

Небезынтересен и тот факт, что на перезахоронении мощей святого в Томск приехал посол Дании в России с неофициальным визитом. Этот непротокольный визит вызвал лёгкую панику в городской управе Томска. На вопрос о причине приезда посол уклончиво ответил: «По просьбе высокопоставленной особы. Здесь похоронен её родственник». Есть версия, что эту просьбу высказала датская королева. А это ещё раз наводит на размышление о том, что то, что у нас циркулирует на уровне слухов, для королевской крови является бесспорным фактом.

По завещанию матушки Варвары, духовной дочери старца Феодора Томского, её дочь, томская купчиха Александра Терпигорова, внесла большой вклад в благоустройство церкви, это: серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни. Варвара Терпигорова явилась завершающим звеном духовной связи, способствовавшей рождению турнаевской святыни: Серафим Саровский – Фёдор Кузьмич – Варвара Терпигорова – храм Серафима Саровского. Строительство же храма Феодора Томского навсегда связало его имя и имя Серафима Саровского на болотнинской земле. Храмовый комплекс – народный памятник этим святым, их неразрывной духовной связи.

На территории Турнаево до сих пор продолжают искать клад: спрятанную утварь Турнаевской церкви, большую часть которой и составляет дар Варвары Терпигоровой которую, зная о предстоящих арестах, по преданию, закопали в 1937 году её служители.

Восстановить храм оказалось легче, чем вернуть в храм людей. Казалось, на это уйдут десятилетия. Русская Православная Церковь решила проложить свою дорогу к спасению храма. 31 июля 2000 года Серафимо-Турнаевский крестный ход к восстановленному храму объединил в этом порыве усилия 50 верующих. С той поры ежегодно накануне дня, когда Русская Православная церковь чтит память Серафима Саровского из Болотного в направлении Турнаево совершается крестный ход. В 2012 году с крестным ходом прошло уже более 1 000 верующих, приехавших со всей Западной Сибири.

Беседуя с Натальей Лыковой, обсуждая рождение крестного хода, мы вновь говорили о чуде. Кто бы мог подумать? Не прошло и двух десятилетий, как стояла она рядом с искалеченным срубом с забитыми окнами! Действительно, без божьей помощи здесь не обошлось!

Мы, побывавшие в Турнаево, ощутившие особую атмосферу деревянного храмового комплекса, понимаем, что окончательное возрождение наступит тогда, когда путь к уникальному духовному, историческому, архитектурному сооружению станет каждодневным для жителей самого Турнаево, окрестных сёл и деревень. Когда к храму потянутся верующие и просто любители отечественной истории со всей России, туристы из-за рубежа, которых позовёт в дорогу малиновый звон турнаевских колоколов. С верой в это будущее возрождение живёт администрация Болотнинского района, председатель Совета депутатов Владимир Карпов. Дорога в Турнаево стала для всего Болотнинского района символом пути к обновлению, нравственному и духовному очищению жизни. Поддерживая инициативу Новосибирской и Бердской Епархии Русской Православной Церкви Серафимо-Турнаевский крестный ход, болотнинская администрация инициировала в 2013 году проведение Серафимо-Турнаевского фестиваля. Эта инициатива, опять же по чудному стечению обстоятельств, стремительно обрастает плотью. И тому свидетельство: обвал заявок на участие в фестивале и ярмарке не только из ближайших к Болотному городов Томска, Кемерова, Новосибирска, но и из других российских регионов, расположенных далеко за Уралом, из зарубежных стран.

31 июля 2013 года утром от храма Николая Чудотворца в Болотном выйдет Серафимо-Турнаевский крестный ход. По окончании крестного хода 1 августа в Серафимо-Турнаевском храме пройдёт Всенощное бдение и будет отслужена праздничная божественная литургия. Серафимо-Турнаевский фестиваль с народной ярмаркой, приуроченные к празднику, получившие благословение Новосибирской и Бердской Епархии Русской Православной Церкви и поддержку администраций Болотнинского района и Новосибирской области, помогут проложить потерянную несколькими поколениями дорогу к Храму – святыне Земли Сибирской.