ЗаАРТАНИлся базар — заживем по-новониколаевски! - газета "Честное слово"
Print
There are no translations available.

Газета «Честное слово» 01.12.2010

"Шумит-гуляет ярмарка, местные купцы-торговцы вылезают из кожи — выставили 
на продажу лучшие товары, обнадеживая покупателей ценами ниже всех. Щеголеватые приказчики деловито, со знанием дела уточняют цены, намечая для себя оптовые покупки. Здесь же толкутся приезжие торговцы, разыскивая глазами балаган с интересующими их товарами…"
Это отрывок из воспоминаний жительницы Каинской улицы города Новониколаевска Фаины Константиновны Якушевой, дочери шляпника и супруги старого большевика, записанных новосибирским краеведом Анатолием Вагановым и поведанных в рамках проекта «Историческая гостиная» в Музее Новосибирска. 
В XIX веке центральной площадью города считалась та, где велась торговля. И было это сначала отнюдь не на нынешней площади Ленина, которая открывает прекрасный вид главного театра Сибири — торговля начиналась позади и ныне стоящего собора Александра Невского, простираясь вдоль улицы Советской. Площадь у собора носила соответствующее название — Базарная. Когда она перестала удовлетворять потребности рынка, городские власти решили организовать площадь с куда большей вместимостью — нынешнюю площадь Ленина. 
Начали потихоньку сдавать в аренду торговые места. Кто победнее, арендовывал так называемые балаганы — незамысловатые деревянные помещения. Богатые купцы не скупились на строительство собственных зданий. Когда все торговые люди переместились на новую площадь, она стала главной площадью города, получив название Новобазарной (соответственно старая стала Старобазарной). После утверждения в 1900 году в Новониколаевске ярмарок площадь стала Ярмарочной. С этого времени все большие базары в городе начали проводиться именно на ней. 
«Это было всенародное новониколаевское гульбище: несметная масса людей по всему городу — конных и пеших, — бесконечная вереница извозчиков. В праздничные ярмарочные дни она (ярмарка — «ЧС») представляла необозримый набор товаров и удивительный калейдоскоп красочных представлений. Играл оркестр музыкантов, хор песенников пел русские песни, собиралась такая масса народу, что трудно было пройти. 
С раннего утра к центральной площади тянулись тяжело груженные санные обозы с товаром красным и пеший люд. Проскакали ряженые горластые зазывалы на украшенных бубенцами тройках, оповещая о празднике: «Ярмарка! Ярмарка!» Никольская ярмарка! Просыпайтесь, мужики! Доставайте пятаки!»
На ярмарку стекался весь близлежащий люд. В каждой деревне были свои песенники, свои хоры. И приезжая на ярмарку, они старались друг перед другом показать свое умение и мастерство.

Арт-столица в русском сарафане
Разговор о новониколаевской центральной Ярмарочной площади не случаен: с появлением в Новосибирске фестиваля художественных ремесел «Артания» эта традиция, похоже, начинает возрождаться. 
Правда, «Артания» предлагает совсем не «иголочки шведские, нитки замоскворецкие», а уже готовые изделия, которые без этих иголок и ниток подчас вряд ли были бы возможны.
На сегодняшний момент «Артания» включает в себя три мероприятия: непосредственно фестиваль «Артания», который проходит летом, международный фестиваль ремесел «АртОсень» и рождественскую международную ярмарку ремесел «БазАрт», начинающую работать с 1 декабря. 
Свои работы выставляют мастера-ремесленники не только Сибири и России в целом, но и из иностранных государств. Особую окраску фестивалю придают мастера из Вологодской, Ивановской, Костромской областей.
Расставляются шатры, появляются наряженные в исконно русские костюмы мастера, которые на время ярмарки становятся еще и продавцами, набегает народ — и вновь безлюдное тихое пространство возле оперного театра оживает на время фестиваля. Кто-то подходит просто поглазеть, кто-то ищет конкретного мастера, чтобы тот поделился советом, искусством и умением, а для кого-то «Артания» становится местом для полноценного семейного отдыха. 
Подъезжают «легковушки», из которых выскакивает детвора в предвкушении гуляний, а мамаши начинают уже высматривать нужную палатку, где может лежать то, за чем они, собственно, сюда и приехали. 
Вязаные, валяные, меховые изделия, изделия обереговой культуры, авторская бижутерия… Здесь можно послушать музыку, попробовать мед, подержать в руках армянскую скатерть, шелковый узбекский платок, расписанный вручную, купить ребенку «зайчика на пальчике».
Приезжает и стар, и млад. Даже мэр Новосибирска проявил чудеса ловкости в расписывании матрешки, поразив тем самым коллегу-градоначальника из японского города Саппоро — тому оставалось только дивиться на его умение. 
На «Артании», действительно, можно проявить свои творческие возможности — конкурсов здесь хоть отбавляй. Блиц-конкурс на роспись шкатулки, роспись новогоднего шара, конкурс на создание самых оригинальных валенок, шарфиков или варежек, шоу народного костюма, шоу художест-венного вязания… И, наконец, главный конкурс — «Лучший мастер Сибири». И все это чередуется ярмаркой, мастер-классами, этно-музыкой и, что особенно ценно, — благотворительной программой. 

Каждый Еремей про себя разумей
Как видим, «Артания» возрождает утраченные традиции ярмарочной площади, существовавшие в Новониколаевске, придавая центральной площади столицы Сибири ее историческое предназначение, наполняя ее особой энергетикой — исконного рукотворчества. 
Если бы сто лет назад сущест-вовало слово «интерактив», то главная площадь Новониколаевска была бы самым интерактивным местом — люди приходили сюда не просто торговать, но и ОБЩАТЬСЯ. Общение продолжается и сегодня, позволяя к тому же окунуться в романтическую атмосферу старины. Как знать, может, пос-ле посещения подобного фестиваля возникнет желание, придя домой, порыться в бабушкином сундучке, а там, глядишь, и заняться поиском истории своего рода. Для «Артании» будет ценным, если, найдя в закромах ненужные лоскуточки или меховые кусочки, кому-нибудь удастся приспособить их в ручном творчестве — как это, например, делает мастер из села Ордынского Людмила Логвиненко. Ее меховые игрушки стали целым брендом, получив название «Душевная игрушка». 
«Артания» имеет еще и социальную миссию — помогает ремесленникам реализовать свою продукцию в кризисные периоды, ведь где еще покажешь себя, как не на крупных ярмарках? Даже приклеилась такая поговорка — «Артания» мастера целый год кормит».
«Осознать, что ты делаешь что-то уникальное, сидя дома невозможно, — считает мастер по валянию из войлока, член Международной ассоциации фельтмейкеров Анна Цибина. — Каждая женщина что-то делает дома. Так было всегда. И я тоже что-то всегда делала. На «Артанию» попала совершенно случайно три года назад. Мы с подружкой узнали, что такое фальцевальная игла, и наделали брошечек из мохера. Сняли маленький уголок, и первая же брошка уехала в Канаду. При этом женщина удивлялась: ну надо же, до чего дошли: цветы из мохера делают! А дальше пошло-поехало — как это всегда бывает, когда происходит расширение пространства. На следующий год захотелось сюда вернуться. И вместе с заказами пришли люди, которые сказали, что мы хотим научиться делать то же, что делаете вы. А это очень интересный процесс, который застав-ляет и тебя учиться». 
А кому-то «Артания» просто помогает найти свое счастье. Например, мастера Анастасия и Петр Шкарубо нашли друг друга именно здесь.
Мастер, резчик по дереву Владимир Шабанов отчасти благодаря «Артании» стал востребован в Москве. А придя в один из храмов столицы, увидел там работу своего деда — Пресвятую Деву Марию. Мастеров Шабановых уже можно назвать династией: в третьем поколении они вырезают по дереву иконы. Имеют уже особый почерк и особенную, генетическую связь с тем искусством, которое впитано, как говорится, с молоком матери и которое, несомненно, останется в веках. 

Не стать Иванами, родства не помнящими
Кому-то, напротив, «Артания» только еще помогает найти свои корни, осознать, кто ты и на что пригоден — и все это через прикосновение к несчетному количеству ремесел. «Мы — здоровый, молодой, очень красивый город, но мы — город переселенцев. И у меня нет корней — я это чувствую. Я не знаю, где мои деды, — продолжает Анна Цибина. — И когда я сама получила мастер-классы от других мастеров и узнала, что такое расписанное яйцо, что такое кукла-семиручка, как можно читать орнамент, — я поняла, что нахожусь в совершенно уникальном пространстве, в котором проглядывается преемственность. В нашей палатке можно встретить одновременно и кардиохирурга, и байкера, тянущих друг у друга одну шапку, ведь она — единственная в своем роде.
Люди жаждут продолжать учиться — их уже невозможно остановить. Каждый второй, кто участвует в мастер-классах — ребенок, каждый третий — человек так называемого третьего возраста». 
А недавно «Артания» помогла изменить отношение к жизни. Не желающая оставлять очередного ребенка многодетная мать, получив игрушку от одной мастерицы — эдакого доброго-доброго гномика, — почувствовала, что с появлением малыша в ее семье произойдут большие, очень значимые перемены.
«Но торговля не начиналась — ждали молебствие, заказанное купцами с вечера — без цветов и благословения какая торговля? Наконец, морозный воздух задрожал от удара колоколов собора Александра Невского и церкви Покрова Богородицы, что на углу улиц Гоголевской и Дворцовой. Все повернулись в сторону колокольного звона, обнажили головы, стали креститься и класть поклоны. От собора Александра Невского на Николаевском проспекте показалась процессия во главе с Благочинным новониколаевских церквей протоиереем Николаем Антоновичем Заводовским. 
…После молебствия началось благословение ярмарки — с купеческих и прошло по всем торговым рядам. Ярмарка засуетилась, и пошла торговля, с шутками-прибаутками».

Яна ДОЛЯ, 
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»