Кто придёт на Новый Год? - "Ведомости": №1174 от 30.12.11
Print
There are no translations available.

zb

Кто придёт на Новый год?

Рубрика: Мир вокруг нас

Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

morozЗимой он обитает и хозяйничает в лесу, на лето уходит в «сибирские тундры», на Север, даже на Северный полюс. Всё это время дети грезят о нём, с нетерпением ждут — как чуда, как настоящего волшебника.

Сказка сказок

Ну, конечно же, это любимый многими детскими поколениями сказочный Дед Мороз! Раз в год он обязательно приходит к ребятам на новогодний утренник, чтобы вместе повеселиться, каждого порадовать сюрпризом. Или, невидимым, оставить для малышей под домашней ёлкой мечты-подарки.

И это всё, что большинство из нас знает о добродушном бородатом старце? «В принципе этот персонаж имеет длительную историю, — рассказала научный сотрудник новосибирского Музея игрушки Светлана Вересова. — У славян, потом в русской культуре существовал образ не Деда Мороза, а просто Мороза. Причём он был совсем не добрым — о подарках от него и речи не было. Не случайно наши далёкие предки на стыке осени и зимы обязательно звали Мороза, задабривали его, выставляя на порог кашу или кисель, “договаривались” сильно не морозить скотину и озимые».

Продвижению будущего Деда Мороза в нашу жизнь поспособствовали писатели и композиторы. В литературную традицию этот сказочный персонаж впервые входит с публикацией рассказа Владимира Одоевского «Мороз Иванович» (1840). Это была обработка народной сказки «Морозко» про лесного деда, который непонравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил. А в 1873 году знаменитый Александр Островский написал известную пьесу «Снегурочка». Источником её поэтической образности послужила славянская мифология, основой сюжета — народная сказка о девочке-снегурочке. Популярность пьесе придало также то, что сразу же появились её музыкальная постановка на музыку Чайковского, а чуть позже — одноимённая опера Римского-Корсакова.

«Уточним, что в сказке, придуманной Островским, всё ещё существует просто Мороз, причём как Время года, как дух, — обращает внимание Светлана Вересова. — То есть его первые литературные образы — это пока лишь предтеча известного нам главного новогоднего персонажа». Но, как бы то ни было, становится ясно, что Дед Мороз — искусственное, в общем-то, создание, несомненно, вобравшее в себя духовные образы из мифов и сказок.

Молодой долгожитель

Достаточно долгое время Мороз (Иванович) и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло в конце XIX века, когда в России на примере европейцев делаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки детям. Получается, что Дед Мороз, которого мы знаем, довольно молод — ему чуть больше ста лет!

Да что говорить о молодости Деда Мороза, если и праздничная новогодняя (сначала — рождественская) ёлка тоже появилась не так давно. Хотя первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 го­ду, обычай отмечать Рождество с ёлкой установился только на рубеже XIX—XX веков, да и то лишь в городской среде и в помещичьих усадьбах. Кстати, и тут свою роль в популяризации праздника сыграла музыка, а точнее — известная детская песенка «В лесу родилась ёлочка», написанная поэтессой Раисой Кудашёвой в 1903 году.

Итак, образ современного Деда Мороза сложился у русских к началу прошлого века. Правда, его, как игрушки, в первую половину прошлого века ещё не было.

Он появлялся на рождественских торжествах живьём в качестве массовика-затейника, со знакомыми нам румяными щеками и ватной бородой. То же происходит у славянских народов Российской империи: на новогодний праздник в Беларуси стал приходить Дзед Мароз, или Зюзя, а на Украине — Дiд Мороз.

«А вот Санта-Клаус, Ноэль, другие новогодние персонажи дальнего зарубежья не могут называться родственниками нашего Деда Мороза, — убеждена руководитель Некоммерческого фонда Центр художественных ремёсел «Сибирский вернисаж» Анна Наволоцкая. — Они — равные и самостоятельные начала. Все они оказались под ёлкой, но имеют разное происхождение, характеры, костюмы. Так, образ европейского Деда Мороза во многом замешан на биографии реального человека — святого Николая, который делал добрые дела».

Очеловечили образ

В советское время Дед Мороз вместе со всеми рождественскими атрибутами и традициями подвергся гонениям. В этом смысле характерно стихотворение А. Введенского «Не позволим!», опубликованное в детском (!) журнале «Чиж». Там есть такие строки: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов».

Слава богу, ёлка была реабилитирована в самом конце 1935 года. Однако первое официальное явление Деда Мороза состоялось не сразу, а 1 января 1937 года на главной ёлке страны. Причём он появился не один, а вместе с неизменной теперь своей спутницей и помощницей Снегурочкой.

Если у Деда Мороза можно искать корни в фольклоре, то Снегурочка — скорее, исключительно литературный образ, возникший на базе пьесы Островского. Хотя в русском фольклоре можно встретить мотив о сделанной из снега девочке Снегурке, или Снежевиночке (!), которая ожила. Любопытно, что у Островского она — дочка Мороза и Весны-Красны. Но со временем превратилась во внучку, и, кажется, не без участия народа: возле деда внучка как-то понятнее, логичнее. Изменился и возраст Снегурочки. На ранних советских изображениях она чаще изображена маленькой девочкой, позднее её стали представлять в виде девушки. Как известно, Снегурочка — посредник между Дедом Морозом и детьми. Она — ведущая детских утренников, с её подачи малыши кричат «Ёлочка, зажгись!», она просит ребят позвать на свой праздник Деда Мороза. Если интересно: в Европе эту роль исполняет Ангел.

Биография Деда Мороза неожиданно пополнилась едва ли не в наши дни. В 1998 году ему выделили в городе Великом Устюге официальную резиденцию. А в 2005-м закрепили и официальный день рождения главного новогоднего персонажа — 18 ноября, когда в Великом Устюге обычно ударяют первые сильные морозы.

Не просто игрушка

Сегодня практически все игрушки делаются и поступают к нам из-за рубежа. Мы ставим под ёлку вариант сувенирной продукции, сделанной в Китае и экспортируемой из Европы.

В результате вместо своего национального, канонического Деда Мороза мы используем на новогоднем празднике лишь его образы-подобия с совершенно другой исторической подоплёкой.

«Действительно нередко возле новогодних зелёных красавиц у нас ставят игрушку чуждой нам культуры — святого епископа Николая, — сетует Анна Наволоцкая. — Правда, в последнее время китайцы делают Санта-Клауса в голубой одежде. Это продукт специально для русских. Хотя и в нём сохраняются и курточка, и ремешок, и загнутые кверху остроносые валенки, чего не может быть. Но зарубежным производителям всё равно, лишь бы продать. Тем более что наш народ, к сожалению, не сильно рефлексирует по поводу каких-то там деталей у безродного, на их взгляд, Деда Мороза».

В связи с масштабным проникновением чуждой нам материальной культуры в последнее время в нашей стране, в том числе и в Новосибирске, активизируются общественные движения под лозунгом «Защитим российского Деда Мороза!». Ведь уже мало кому ведомо, что шуба настоящего русского Деда Мороза должна быть синей. Синий цвет здесь — дух холода, чистоты. Кстати, именно такого цвета был костюм Мороза и в первой сценической сказке «Снегурочка». Шуба может быть также белой — цвета снега, святости. Увы, популярный ныне красный тулупчик связан с европейским рождественским персонажем.

По большому счёту, это дело государства — защищать знаковые национальные игрушки как государственные символы. И речь не только о Деде Морозе. Это также, например, матрёшка и петрушка, и даже такие предметы, как самовар и балалайка. С этими русскими символами связаны наша народная сказка, многие народные традиции, наше национальное самосознание, гуманистические начала, наша идеология. Так что знаковые игрушки — дело национальной безопасности, если хотите. Вот почему чрезвычайно важно, какого цвета у Деда Мороза тулуп.

navolotskАнна Наволоцкая:

«Санта-Клаус, Ноэль, другие новогодние персонажи дальнего зарубежья не могут называться родственниками нашего Деда Мороза. Они — равные и самостоятельные начала. Все они оказались под ёлкой, но имеют  разное происхождение, характеры, костюмы. Так, образ европейского  Деда Мороза  во многом замешан на биографии реального человека — святого Николая, который делал добрые дела».

Автор: Владимир Макеенко - экономический обозреватель