ПРОТОКОЛ заседания по общественной экспертизе Пятого международного фестиваля художественных ремёсел «Артания»
Печать

28.06.2011

Новосибирск, площадка перед НГАТОиБ, 13-00

ПРОТОКОЛ

заседания по общественной экспертизе Пятого международного фестиваля художественных ремёсел «Артания»

ЭКСПЕРТЫ

1.         Монахова Людмила Аркадьевна, директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка "Родное слово", член Общественной Палаты Новосибирской области,+7 953-771-7259

2.      Пилипенко Елена Львовна, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, член Общественной Палаты Новосибирской области, 8 (383) 263-2192

3.      Фролова Ольга Даниловна, искусствовед, креативный директор художественно-творческого объединения «Арт-Нева» (Санкт-Петербург), организатор совместных международных выставок от Российского Центра Культуры в Париже

4.      Артёмова Надежда Сергеевна, психолог высшей категории, руководителю общественной организации Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети», организатор благотворительной акции «Дари добро детям», +7 913-912-6894

5.      Ликан Себастьян, румынский художник, православный священник, +7 903-998-0199

6.      Зверева Римма Петровна, профессор Международной Славянской Академии, Новосибирск, (заочно, отзыв прилагается)+7 (383) 333-43-97

7.      Ермолина Галина Георгиевна, координатор Сообщества «Евро-Азия» – Регионального Отделения Международной Организации «Объединённая Межконфессиональная Инициатива», имеющей представительство в ООН, (заочно, отзыв прилагается)+7 (383) 332-97-13

Присутствовала Наволоцкая Анна Валерьевна, организатор фестиваля, председатель НФ «Культурно-просветительский и выставочный центр художественных ремёсел «Сибирский Вернисаж»»

Наволоцкая А. В.:

Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания» проводится в Новосибирске в пятый раз. «Артания» – несколько составляющих. «Артания» – это торговая ярмарка, на которой можно приобрести уникальные, единственные в своем роде предметы интерьера, эксклюзивную этническую одежду, украшения и сувениры ручной работы, мёд и сладости. «Артания» объединяет около 500 участников торговой ярмарки. По количеству участников и продолжительности «Артания» уже сегодня является крупнейшей художественно-ремесленной ярмаркой России.

«Артания-2011» – это 300 мастер-классов. Каждый час на двух-трёх площадках одновременно проходят мастер-классы, в демонстрационном режиме работают гончарные круги. «Артания» – конкурсная программа. В интерактивном блиц-режиме на площадке фестиваля проводятся межрегиональные профессиональные конкурсы: ремесленников – «Золото Артании» на звание «Лучший мастер Сибири», а также юных и начинающих мастеров – «Подмастерье Артании». За многочисленные мастер-классы и конкурсы «Артания» уже сегодня носит звание самого интерактивного фестиваля России.

«Артания» – это песенные, хороводно-игровые и обрядовые программы. «Артания» — благотворительная программа.

На фестивале проходит благотворительная акция «Дари Добро Детям» в поддержку молодых матерей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

«Артания» – новый бренд Новосибирской области, важное событие для всего Сибирского региона и России в целом. Подчёркиваю, что большое значение придаётся конкурсной программе фестиваля, через которую удаётся привлечь ту часть населения, которая рассматривает ремесло как творчество, активно им занимается, но не производит изделия в количестве на продажу, тем самым не может принять участие в ярмарочной программе фестиваля. Конкурсами мы в полтора раза увеличиваем число участников «Артании». Мастер-классы добавляют нам ещё 1,5 тыс. человек. В культурной программе фестиваля принимают участие около 100 человек. 2,6 тыс. человек – это приблизительное число активных участников фестиваля «Артания-2011» без учета посетителей ярмарки и зрителей культурных мероприятий фестиваля.

Кроме того, добавлю, что фестиваль делается без привлечения бюджетных средств. Исключительно на деньги участников фестиваля. При этом зачастую за счёт более устойчивого сектора – торговли изделиями художественных ремёсел, медовой продукцией. За счёт этого сектора мастерам предоставляется дополнительная скидка – 30%. Совокупная скидка мастерам «Артании-2011» составляет около 250 тыс. рублей. Мастерам из Новосибирской области по благотворительной программе НФ «Сибирский Вернисаж» на неделю работы места предоставляются бесплатно.

Пилипенко Е. Л.:

Мне давно нравится Ваш фестиваль, я регулярно его посещаю. В чём проблема фестиваля? Почему потребовалась общественная экспертиза столь значимого события?

Наволоцкая А. В.:

При подготовке к проведению фестиваля мы получили  административную поддержку представителя президента по СФО, губернатора НСО, Минпромторга НСО, но с управлением потребительского рынка мэрии города Новосибирска не смогли найти общего языка. Значение фестиваля умаляется управлением до рядовой сельскохозяйственной ярмарки. Так в день открытия фестиваля проводится совещание у заместителя мэра Ксензова А. Е., где управление потребительского рынка требует разнести палатки фестиваля по периферийным паркам города.

Экспоненты стоят в отведённых для них палатках, а управление потребительского рынка срочно пересматривает план расстановки палаток и требует убрать на боковые улицы, разрушая общий, годами отработанный планировочный замысел. При этом мнение организатора не принимается в расчёт, руководителю фестиваля даже не предоставляется слово.

Фестиваль торжественно открывает федеральный инспектор, приветствует министерство промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Новосибирской области, в это время комиссия Управления потребительского рынка совместно с вызванной ею ветеринарной инспекцией ходит по продуктовому ряду, составляет акты.

Фролова О. Д.

Разрешите мне представиться: Фролова Ольга Даниловна. Я из Питера, где являюсь креативным директором художественно-творческого объединения «Арт-Нева». По образованию я – искусствовед и работаю как организатор международных выставок совместно с Российским Центром Культуры в Париже.

Я второй раз на «Артании». В этом году фестиваль вырос, на нём представлено 11 стран, 30 регионов России.

Вчера вечером мы с участниками выставки (около 40 человек) выбирались в парк в Берёзовую рощу для совместного отдыха и обсуждения перспективы развития фестиваля. Мы очень нуждаемся в общении, нам его не хватает на площадках. Мы много говорили о фестивале, который нас всех объединил, сравнивая данное событие с другими аналогичными, но более скромными по своей масштабности и важности.

Не надо гордиться тем, что Вы делаете фестиваль только на деньги ремесленников. Руководство города и области просто обязано вложиться в брендовый для всего сибирского региона проект. Ведь «Артания» известна по всей стране, как самый успешный фестиваль. Фестиваль известен за рубежом, и не только в Париже.

Привлечённые средства необходимы для улучшения оборудования фестиваля. На главной площади Новосибирска сильные ветра. Иногда, несмотря на утяжеления выполненные организаторами, приходится удерживать палатки руками, чтобы они не улетели. На зарубежных выставках мы часто стоим в добротных щитовых домиках, которые «не летают».

Показательно, что все участники обсуждения считают площадку у театра оперы и балета единственно возможным на сегодня местом проведения фестиваля. Не всякая заявленная длительность фестиваля позволяет оправдать расходы на участие, тем, кто приезжает издалека. Например, прекрасный фестиваль ремесленников проводится в Набережных Челнах, но всего 3 дня. Для того, чтобы участники приехали на три дня, администрация Татарстана выкладывает колоссальные средства из бюджета республики.

Так и для того, чтобы участники приехали в Сибирь издалека на Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания», необходимо поддержать существующую длительность фестиваля.

Являясь организатором международных ярмарок во Франции, я представляю, какой объём работы ложится на руководство фестиваля и в процессе 6 месяцев его подготовки и на площадке. Мне хочется выразить восхищение работой А. В. Наволоцкой, которая смогла объединить более 500 человек представителей художественного и ремесленного бизнеса. В процессе работы фестиваля она проводит более 300 часов мастер-классов, и 20 конкурсов, это: и вышивка, и игрушка, и роспись по дереву, и декупаж, и народный костюм, и художественное вязание.

Я сама вхожу в жюри этих конкурсов и вижу, как каждому участнику находится слово поддержки и уважительное отношение. Я рекомендую Русскому Центру Культуры в Париже как блестящего организатора и предложила рассмотреть несколько международных выставок с условными названиями «Сибирь – край больших возможностей» и «Новосибирск – центр России». В Новосибирске есть огромный творческий потенциал и его надо продемонстрировать на международном уровне.

Показательно, что все участники «Артании» с добротой отзываются о руководстве фестиваля, о доброжелательности всех участников команды организаторов. Мы желаем организаторам фестиваля здоровья и силы в противостоянии тем ограниченным представителям администрации города, которые устраивают скандалы на площадке фестиваля. Поддерживая фестиваль, отмечая перспективы его роста, многие участники выражают намерение вложиться, в том числе и средствами, в развитие данного фестиваля.

Для дальнейшего развития фестиваля очень важна его предсказуемость. Например, я хочу приехать на «АртОсень-2011», и хотела бы оставить экспозицию в Новосибирске до сентября. В плане НФ «Сибирский Вернисаж» фестиваль есть. Но кто мне гарантирует, в связи с прозвучавшей здесь позицией мэрии, что он состоится?

Пожелание организатору – в большей мере опираться на людей. Создать межрегиональный организационный комитет фестиваля. Это поможет привлечь дополнительных экспонентов.

Артёмова Н. С.:

Предлагаю рассмотреть роль фестиваля в организации семейного времяпрепровождения. В Новосибирске практически нет мест для безопасного отдыха с детьми. Здесь можно погулять, поучаствовать в мастер-классах.

Пилипенко Е. Л.:

Возражаю. В Новосибирске проводится много городских мероприятий более подходящих для семейного отдыха.

Артёмова Н. С.:

Те места, которые позиционируются как места семейного отдыха, не всегда безопасны. Например, продажа пива в зоопарке не исключает встреч с пьяными людьми. Можно испортить настроение при семейном выходе в зоопарк.

А городские парки чаще всего предлагают не образовательный или познавательный отдых, а развлечение и удовольствие в виде дорогостоящих аттракционов.

На «Артании» совсем другие виды активности, объединяющей людей. Когда на мастер-классах одновременно три поколения женщин участвуют в выполнении творческой работы за одним столом, это ли не лучший пример установления и сбережения межпоколенных связей, эмоционального и духовного сближения внучки, матери и бабушки.

Кроме того, мастер-классы лучших ремесленников Сибири по изготовлению игрушки – это бесценный вклад «Артании» в возрождение как русской народной игрушки, так и игрушки народов Сибири.

За одно то, что «Артания» собирает одновременно на своих площадях лучших мастеров региона, страны и зарубежья, она уже должна быть удостоена особого внимания со стороны органов власти за вклад в формирование дружественных межнациональных и межкультурных отношений.

Наволоцкая А. В.:

Мне бы хотелось сказать о роли местного сообщества в «Артании». Ведь многие позитивные процессы самоорганизации населения возникают на площадке стихийно. Например, концертная программа «Артании» подготовлена независимым энтузиастом народной культуры Сурковой Г. Я. Если мы ранее лишь мечтали о выступлениях творческих коллективов на «Артании», но бюджет нам не мог этого позволить. Всё заканчивалось на требовании сцены, звука, гонораров. Сейчас мы «раскачали площадку» в общественном смысле. Она стала престижной, к нам стали приходить творческие коллективы, которые уже не требуют сцену и гонорары, которым мы предоставляем аппаратуру и обеспечиваем звуком. Тем самым, мы успешно формируем культурную программу фестиваля. Эта подлинная самодеятельность населения. Не за галочку, ни по чиновничьему приказу. Площадь Ленина запела, как раньше пела вся Сибирь. Это одно из достижений фестиваля – пробуждение творческой самодеятельности населения.

Наволоцкая А. В.:

Развивать успех фестиваля можно и нужно уже сейчас. В портфеле детально проработанных проектов Некоммерческого Фонда «Сибирский Вернисаж» есть проекты, осуществляющие запуск механизмов регионального международного взаимодействия, способного превратить Новосибирск в культурную столицу евразийского континента, оказать положительное воздействие на формирование внутреннего туризма, а, следовательно, предоставляющих территории дополнительную возможность экономического развития.

Руководство города, несмотря на поддержку областных административных структур, занимающих более высокое положение в вертикале власти, заняло неконструктивную по отношению к фестивалю позицию заматывания вопроса. Согласование площадки началось ещё в декабре 2010 года (приложение), письмо в мэрию с просьбой о предоставлении традиционной площадки поступило в первых числах февраля 2011 года.

Такое «заматывание вопроса» отражается на фестивале. Мы не можем пригласить европейцев, американцев, которые рвутся на фестиваль. Мы боимся пригласить их на наш новосибирский скандал, когда чиновники, как они это делали в первые дни работы фестиваля, принародно будут оскорблять организаторов фестиваля, ставить перед ними неоправданные требования, заставляя ежедневно переносить палатки, размазывая фестиваль по соседним паркам и улицам.

Ликан Себастьян:

Я разговаривал на Родине со своими друзьями о приезде на фестиваль, но, хорошо зная, какую борьбу организаторы ведут за его открытие, не мог сделать им конкретного предложения. Фестивалю нужна стабильность и ясность. Я могу «взорвать Балканы», пригласив балканских мастеров на фестиваль, с экспозициями, представляющими европейскую культуру. Ещё очень важна процедура приглашений. В Россию также трудно въезжать как в Америку. Необходимо проработать пригласительную стратегию на самом высоком уровне.

Артёмова Н. С.:

Некоторым городским чиновникам необходимо отказаться от субъективных позиций и пренебрежительного отношения к фестивалю. Не надо смотреть на фестиваль свысока. Пора перестать манипулировать аргументом, что ремесленникам не место у храма искусства. Каждое высокое искусство начинается с народного творчества. Богатый литературный язык любого народа начинается с фольклора. Нельзя быть Иванами, стыдящимися своего народа.

Показателен пример Еревана. Каждую неделю площадка у мэрии в Ереване на 2 дня превращается в аллеи ремесленников. Оборудована она намного проще, чем площадка фестиваля «Артания». Мэрия города гордится вернисажем ремесленников. Каждому прилетевшему в аэропорт Еревана вручается приглашение на фестиваль.

Мэрия Новосибирска должна понимать, что любое массовое событие оставляет деньги в бюджете. Мастера и продавцы, приехавшие на фестиваль, 3 недели оплачивают в гостиницах города своё проживание, покупают продукты, смотрят достопримечательности города, приобретают сувениры с символами Новосибирска, пользуются городским транспортом и т. д. Следовательно, чем обширнее и многочисленнее фестиваль, тем выгоднее бюджету города.

Я уже не говорю о том, что площадка фестиваля интересна для посещения туристами, в том числе иностранными, которые просят включить его в программу обязательных визитов.

Монахова Л. А.:

В реализации собственных проектов я также столкнулась с неконструктивным поведением мэрии. Если областная администрация видит важность проекта «Родное слово» (это и стикеры в поездах метрополитена, получивший большой резонанс поезд «Новосибирск – Новониколаевск», опыт создания которого изучается в Санкт-Петербурге), то администрация города отворачивается от очевидного и отказывается в выделении грантов на эти проекты.

Из опыта поездки в Америку. Сотрудники мэрии имеют в Америке очень ограниченный круг обязанностей. Все виды услуг вынесены в гражданское общество. Общественные организации имеют устойчивое финансирование из бюджета на реализацию социально значимой деятельности и очень эффективно оказывают те социально значимые услуги, которые сегодня неэффективно в Новосибирске выполняет мэрия.

Наволоцкая А. В.:

Я тоже столкнулась с тем же: с поддержкой областной администрации и уничижительной и уничтожительной позицией отдельных структур мэрии.

Артёмова Н. С.:

На наши проекты в защиту беременных женщин и матерей с новорождёнными детьми, находящимися в сложной ситуации, мэрия тоже не выделяет средств. Все наши обращения игнорируются. В то время как областная администрация эти проекты поддерживает и считает особо значимыми.

Наволоцкая А. В.:

Пора вновь вернуться к запланированному нами круглому столу общественных и некоммерческих организаций о взаимоотношениях власти и некоммерческого сектора в решении социально значимых проблем. В рамках этого круглого стола поднять все затронутые здесь проблемы. В том числе несоблюдение кодекса государственного служащего сотрудниками мэрии, администрации Центрального района.

Монахова Л. А.:

Для меня такое обсуждение будет актуальным.

Пилипенко Е. Л.:

Жаловаться на чиновников – неконструктивно. Каким должно быть заключение? К кому оно должно содержать обращение?

Наволоцкая А. В.:

К губернатору НСО с просьбой взять под патронаж проведение фестиваля «Артания» в связи с его культурной, социальной значимостью, подтверждённой, в том числе, и данным собранием, и экспертизой Общественной Палаты Новосибирской области.

Пилипенко Е. Л.:

Анна Валерьевна, обобщайте всё сказанное здесь экспертами и отправляйте нам на согласование обращение к В. А. Юрченко.

Секретарь                                                                                                 Наволоцкая А. В.